Дорогие и недорогие вещи
Времена дефицита остались в далеком прошлом. Прилавки завалены разнообразными, качественными и вполне доступными по цене товарами. Фломастеры, цветная бумага, краски, яркий и мягкий пластилин, детские носочки и колготки, жевательная резинка — это мелочи, которые никому не приходит в голову как-то особенно беречь. Потерялось или пришло в негодность — купим новое.
А ведь помните, когда-то мы завидовали Ленке из 2-го «А» потому, что ей папа привез из командировки цветные фломастеры, жевали одну жвачку целую неделю, бережно заворачивая ее в бумажку, и зашивали колготки?
Хорошо это или плохо? Мы делали все это только потому, что другого варианта у нас не было. Не было денег, не было доступных вещей в магазинах.
Сейчас нет необходимости приучать детей к бережливости таким экстремальным способом. Сегодня практически любой родитель может ежедневно покупать по пачке фломастеров.
Нельзя искусственно требовать от ребенка ценить вещи, которые мы сами ценными вовсе не считают. Дети чувствуют фальшь очень тонко.
Манипулируем ресурсами
Если вы хотите научить ребенка быть экономным и бережливым (конечно, в разумных пределах), то лучше начать с себя. Измените свой подход к вопросу закупки канцелярских товаров.
К примеру, вы можете выдать малышу не целый лист цветной бумаги формата А4, а заранее отрезанную половину. И вам экономия, и ребенку удобнее вырезать фигурки.
Малыш подрос и норовит превратить стены в художественные полотна? Выделите для рисования специальный кусочек стены, закрепив на нем ватман.
Ребенок в творческом порыве смешивает весь пластилин в один большой серый комок, втыкает в него макаронины, прилепливает бусины… На ваш взгляд, такое использование материала нерационально? Разделите пластилин на части и выдавайте порционно, на один раз. Научитесь делать массу для лепки самостоятельно, это сэкономит ваши деньги, а малыш и не почувствует подмены.
В том случае, если игрушек много и под них не выделена отдельная комната, следите за тем, чтобы в игровой зоне соблюдался порядок. Определите для каждого вида игрушек свое место, занимайтесь уборкой вместе с малышом. В таком случае ребенок будет внимательнее относиться к вещам, быстрее их находить, ниже вероятность случайной поломки или порчи.
Словом, экспериментируйте и помните, что именно вы закладываете в ребенке навыки бережливости, аккуратности и ответственности.