На разных этапах развития психика ребенка проходит определенные периоды эволюции. Процесс естественный, но порой его бывает трудно пережить и родителям, и детям. Отрезки стабильного поведения неравномерно чередуются с бурными всплесками эмоций. Кризис трехлетнего возраста (кризис 3х лет)– один из самых важных и критичных в жизни ребенка. Происходит полное переосмысливание себя в окружающем мире. Оценка своей роли, ценности и степени влияния. Это переход к осознанному восприятию собственного «Я».
Именно с этого момента дети впервые перестают разговаривать от третьего лица. В речи четко прослеживается собственное мнение и личная оценка происходящего. Ребенок зачастую отказывается от помощи родителей во многих вопросах, пытается самостоятельно решить возникающие трудности. Он начинает осознавать, что способен пойти наперекор взрослым и сделать что-то, руководствуясь только своими желаниями.
Безудержный интерес к миру и ко всему новому возбуждает активность и толкает на вереницу самых безумных экспериментов. Ребенок бегает, задает много вопросов, выражая при этом собственные чувства, эмоции и переживания. Детям неведомы в этот период опасности и ограничения. Нет четкого понимания того, что можно, а что нельзя.
Одновременно с собственными потребностями и желаниями формируется воля и как следствие, безграничное упрямство. Зачастую требования родителей идут вразрез с ощущениями и запросами ребенка. Это становится главной причиной конфликта поколений. Если вовремя не сгладить ситуацию и не повернуть в нужное русло, то о нормальных взаимоотношениях в будущем можно забыть.
Главные симптомы, по которым можно определить наступление кризиса:
1. Негативное отношение к кому-то или чему-то. Сопровождается ярко выраженной негативной оценкой и нежеланием ребенка мириться с ситуацией. Даже в ущерб собственным привычкам и желаниям.
2. Деспотизм, который проявляется в попытке командовать и манипулировать взрослыми и всем вокруг. Приказы сыпятся направо и налево, сопровождаясь бурными эмоциями.
3. Обесценивание. Мнение о чем-то или о ком-то меняется на абсолютно противоположное. Ценности и дорогие ранее предметы и люди теряют интерес в глазах ребенка, становятся ненужными и неважными.
В такой ситуации родителям трудно сохранять самообладание. Это вполне понятно, но в этом и заключается их главное преимущество. Взрослые понимают причины происходящего, ребенок – нет. Часто дети не хотят себя так вести, они сами не могут объяснить, почему так поступают. Задача любящих родителей – помочь ребенку, а не ломать характер, тем самым усугубляя ситуацию.
Что делать? Прежде всего, не паниковать и не заламывать руки. Действовать по ситуации: на чем-то акцентировать внимание, на некоторые моменты закрывать глаза. Стоит снизить процент наказаний за самостоятельность ребенка. Попробовать сгладить конфликт шуткой, отвлечь внимание малыша.
С другой стороны, не следует идти на поводу у капризов ребенка и во всем ему потакать. Это тупиковая тактика и ни к чему хорошему не приведет. Лучше четко обозначить границы дозволенного, чтобы дети понимали, что можно, а что нельзя. Они должны знать, за что их наказывают. Таким образом, у них формируется правильное понимание добра и зла, справедливости и морали.