20 полезных занятий-игр для малыша по Монтессори
Любой малыш уже с рождения имеет свой внутренний потенциал, который способствует его развитию. И даже если с ребенком совсем не будут заниматься, он рано или поздно начнет сидеть, потом пойдет, заговорит и т.д. Но на развитие малыша не всегда могут повлиять взрослые. У каждого ребенка свое «время», кто-то бегает уже в 10 месяцев, а кто только после года начинает ходить и говорить. Поэтому, для раскрытия личности малыша полностью необходимо дать ребенку развиваться самому спонтанно, но и одновременно осуществлять легкое педагогическое руководство.
Суть метода развития малыша по методике Монтессори как раз и состоит в наблюдении за ребенком, определении его потребности в развитии на данный момент жизни и предложении ему соответствующего пособия и задания. Ниже приведены 20 занятий-игр, которые будут интересны малышу и пойдут ему на пользу. С помощью этих занятий-игр ребенок стремится все больше и больше узнавать, пробовать, исследовать, а также учится выбирать и самостоятельно принимать решения.
1. Взять разные баночки с крышками, бутылочки, пузырьки, желательно чтобы они были разных размеров и форм. Откручиваем крышки, складываем их в большую емкость и перемешиваем. Далее предлагаем малышу подобрать и закрутить для баночек и бутылочек соответствующие крышки.
2. Очень часто ребенок путается у мамы под ногами на кухне. Ему все интересно, он внимательно наблюдает, как мама моет посуду и всегда норовит помочь. Предложите ему губку, детское мыло и любую посуду, например, кружку или небольшую кастрюлю и пусть он вам поможет. У ребенка эта игра вызовет радостные эмоции и интерес.
3. Дайте веник и совок! Рассыпьте нечаянно крупу и предложите помочь маме убрать. Также можно разлить на столе или подносе воду. Малыш вытирает губкой, одновременно учиться помогать и развивается.
4. Берем различные мелкие предметы: мозаику, маленькие мячики, пуговицы, кнопки и бросаем их в посуду с водой, затем вместе с малышом вылавливаем их с помощью ложки.
5. Можно играть с тканями различной текстуры. Взять лоскутки бархата, шелка, шерсти и других тканей, пусть ребенок потрогать их. Объясните, что означает каждая ткань на ощупь: мягкая, гладкая, колючая и т.д. Можно усложнить задание. Найти и подобрать к каждому лоскутку свою пару.
6. Одной из любимых игр малышей является так называемая «пряталка». В тканевый мешок положить несколько известных и любимых ребенком предметов. Карапуз с закрытыми глазами достает предметы и угадывает их название. Усложнив задание, можно предложить ребенку сложить все игрушки на букву «А» или «Б». С помощью такой игры развиваются тактильные ощущения, и малыш легко сможет выучить буквы и выделять звуки в словах.
7. Дать малышу две тарелки, лейку с водой и губку. Показать небольшой мастер-класс: налить в одну тарелку воду из лейки и губкой перенести водичку в другую тарелку. Попросить дитя повторить.
8. Для развития пространственного воображения и творческих способностей можно играть с листами бумаги. Например, делать оригами. Такая игра способствует развитию мелкой моторики и ловкости рук.
9. А вот для развития крупной моторики, а также выносливости рук и силы подойдут мешки с грузом в один, два и три килограмма. К мешкам лучше привязать веревочку. Ребенок будет с удовольствием таскать их.
10. Предложите ребенку поиграть с разноцветным бисером. Пусть он разложит их по цветам, форме или в разные коробочки.
11. Если под рукой нет пирамидки, можно взять любые фигурки с большим отверстием и нанизывать их на шнурок или веревочку.
12. Взять бобы, горох и фасоль. Их можно перебирать, сортировать, раскладывать по различным коробочкам и баночкам. Или спрятать их в темный мешочек и попросить малыша достать и отгадать что это.
13. Посадите ребенка за свой столик. Насыпьте в его посуду муку, сахар или соль, воду и пусть смешивает. Сухой мукой также можно рисовать. Например, пальчиками или кисточкой.
14. Дайте капризуле поднос, ситечко, немного муки и манки. Пусть дитя поищет в манной крупе спрятанную фасоль. Покажите, что с помощью сита можно отделить манку от фасоли, манка «убежит», а фасолинки останутся в ситечке.
15. Взять прищепки и коробку. Нанизать их на коробку, а если ребенок постарше, показать, как это сделать. Малыш с удовольствием будет «отстегивать» и «пристегивать» прищепки.
16. Предложите малышу три кастрюли разного диаметра с крышками. Пусть ставит кастрюли одну в другую и подбирает нужные крышки.
17. Вынимая сырое белье из стиральной машины, предложите малышу помочь отделить папины вещи и мамины и развесить их.
18. Возьмите глубокую посуду, наполните ее водой и вместе с малышом бросайте туда различные мелкие предметы: пуговицы, бусинки, фасоль, резиновые и пластмассовые маленькие мячики, каштаны и т.д. Пусть дитя понаблюдает: тонут предметы в воде или нет, какие легкие, какие тяжелые.
19. Почти все малыши любят закрывать и открывать молнии, липучки. Эти занятия очень полезны. Сейчас очень много игрушек с этими вещицами. Но можно и самим придумать с ними игру. Например, одевать куклу или готовить ее ко сну. А еще можно притащить гору вещей и попросить их разобрать.
20. Очень нравится маленьким деткам лепка. Лепить и творить с помощью теста или пластилина – любимое занятие моей маленькой капризы. Правда эти занятия не серьезные, но, даже если его просто помять в руках или потыкать в него пальчиками, то это уже хороший массаж пальчиков рук и развитие мышц.
Любите своего дитя, играйте с ним и у вас все получится! А самое главное – не предлагайте ребенку помощь пока он сам вас не попросит! Пусть успех не придет сразу, но для малыша важно и интересно то, что он достиг всего сам, а не с помощью мамочки.
[…] А вот еще идеи для занятий Монтессори […]